?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ширина фортепианной октавы
intheyear9595
До сегодняшнего дня я был уверен, что в современном мире ширина фортепианной клавиши и ширина октавы стандартизированы, и все производители этого стандарта придерживаются. Также я был уверен, что если в описании MIDI-клавиатуры или синтезатора написано "полноразмерные клавиши фортепианного типа", то имеется в виду, что по крайней мере ширина октавы у всех таких синтезаторов одинакова вплоть долей миллиметра.



Не буду загромождать текст ненужными пассажами о развитии фортепиано как инструмента в 17-19 веках и стат-данными о вариациях ширины октавы в то время. Не буду также пересказывать статьи о различных подходах к разработке модели идеальной фортепианной клавиатуры.

Если у вас дома есть синтезатор, фортепиано, рояль, миди-клавиатура - подойдите, измерьте расстояние от левого края (любой наугад выбранной) первой ДО, до правого края шестой ДО и разделите полученное значение на пять. Получится ширина октавы. Теперь можете сравнить полученное со стандартом.

Стандарт, принятый 150 лет назад устанавливает ширину октавы фортепиано в 165.1 мм.

Большинство же роялей в мире (согласно википедии) выпускается с шириной октавы в 164-165 мм (в т.ч. Steinway), но например, Yamaha свободно выпускает некоторые свои рояли и пианино с шириной октавы в 167 мм (в т.ч. baby grand gb1). Синтезаторы же зачастую изготавливаются с шириной октавы в 160 мм! (большинство не 88-клавишных)

Для наглядности, разница между 164 и 167 мм на октаву (по ширине) - это для пятиоктавной клавиатуры суммарно - полтора сантиметра (почти что ширина одной белой клавиши). Разница между 160 мм и 167 мм - это почти ДВЕ белые клавиши на пятиоктавной клавиатуре.

Откуда мой внезапный интерес к теме ширины клавиш? Просто есть две модели клавиатур - M-Audio Axiom 61 mk2 и ее предшественница mk1. На фото в этой теме видно, что область клавиш mk2 уже, чем у mk1, а клавиш - одинаковое количество. Я сначала подумал, что это - геометрические искажения вызванные условиями съемки, но - нет. Удивительно, что два последующих выпуска одной и той же модели контроллера настолько заметно отличаются клавиатурой (по тактильным ощущениям клавиатура у mk2, впрочем, тоже отличается от mk1).

Я конечно, без претензий, ведь даже не заметил. Мне axiom 61 mk2 понравился по тактильным ощущениям больше mk1, и теперь я думаю, какая в этих субъективных ощущениях доля - от качества клавиш, а какая - от их слегка уменьшенного размера. Думаю, привыкнуть ко всему можно (играют же на nanokeys).

У studiologic ширина октавы ~16.52 мм, у axiom 61 mk2 ~16.26 мм. Разница - полторая процента или четверть сантиметра на октаву (четверть верхней части черной клавиши в ширину) или 1,3 сантиметра на 5 октав. Удивительное - рядом. При этом субъективно клавиши axiom кажутся ощутимо ШИРЕ за счет того, что они короче (~13.6 мм против ~15.2 мм у studiologic, разница в ~12%). Вот такая занимательная геометрия.

P.S. (M-Audio Axiom 61 mk2)

P.S. клавиатура понравилась, энкодеры (на которые все почему-то жалуются) мне нравятся больше, чем на Novation Remote. Колеса наконец-то стандартные, олдскульные, достаточно большие. Фейдеры в отличие от mk1 - со шляпкой микшерного типа (с углублением под палец), прорезинена. Вообще, прорезинено все, что только можно, в т.ч. боковины корпуса. Пэды - удобны, мягки и отзывчивы, настучать велосити в "127" несложно и одним-двумя пальцами (в отличие от сверхжестких пэдов Novation Remote SL). Технологию DirectLink еще не использовал (в основном, потому что нет инструкций как подключить к Presonus Studio One), будет возможность - сравню с Novation Automap на кубейзе. Функциональность - на высоте (4 зоны с полностью изолированными настройками, все изменяемые параметры применяются по ходу изменений, а не после сейва с перезагрузкой патча как в fatar).

Порадовала, в т.ч. такая, казалось бы, само собой разумеющаяся мелочь, как то, что выключатель питания отключает питание и при питании клавиатуры через USB. У studiologic он отключает только вход адаптера питания, если он не используется, то приходится выдергивать шнур USB чтобы выключить клавиатуру.

Axiom mk2, конечно, тяжеловат (почти как Korg Triton LE), но все же, таскать его с собой можно. По крайней мере, в Triton LE вес - в металле днища и в аллюминии корпуса, который нисколько не спасает пластиковые бока. В axiom же, надо думать, основной вес все-таки - в грузиках, обеспечивающих полувзвешенную механику.